ГПиН_растяжка.jpg

К 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Ушинского 2023 год Указом Президента России Владимира Владимировича Путина объявлен Годом педагога и наставника.

Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Перо учителя пишет будущее!

Я пришла в Саранский машиностроительный техникум в 1998 году после окончания 9 классов школы №1. Тогда я и подумать не могла, что проведу здесь следующие 25 лет.

Мне было 15 лет, я поступала на специальность «Экономика и бухгалтерский учет». Учебное заведение было предопределено: в 1965 году сюда поступал мой отец, в 1989 году - старшая сестра.

В техникуме мне посчастливилось встретить мудрых, опытных наставников: Горюнова Николая Васильевича, Юткину Наталью Евгеньевну, Ненашеву Галину Георгиевну, Чугунову Людмилу Ивановну. Общение с ними дало мне такой профессиональный и духовный багаж, что я до сих пор обращаюсь к нему в сложных жизненных ситуациях.

Студенчество было очень интересной и яркой порой в жизни. Новые друзья, впечатления. С первых дней меня захватила общественная работа, студенческий совет. Техникум, в отличие от школы, дал возможность реализовать себя: выступать не только в роли исполнителя, но и организатора. Я  писала стихи, участвовала в конкурсах.

2 сентября 2002 года я пришла в колледж уже в статусе сотрудника – секретаря учебной части. 4 февраля 2005 года я провела первую в своей жизни  пару по дисциплине «Статистика». Также в 2005 году я впервые стала куратором учебной группы. В этом году у меня - пятый выпуск, и я вновь вернулась в студенческий совет, только теперь уже в роли руководителя.

Мне очень нравится работать с детьми, хочется быть им полезной, помогать в их нелегком подростковом пути: быть для них не только преподавателем экономики и маркетинга, но и наставником. Таким, какие встретились мне. Взамен моих знаний и опыта я получаю от студентов заряд энергии, позитива, новые знания, опыт взаимодействия с подрастающим поколением, слова благодарности и помощь в различных ситуациях.

Я никогда не оценивала в статистических показателях эффективность вложенного мною труда за 21 год работы. Считаю, что успех педагога оценивается уважением со стороны его учеников, их личностным и профессиональным ростом. Работаю и верю в то, что пишу не только будущее человека, но и будущее страны.

лапина_2.pngлапина_1.png

Восхищаюсь красотой математики

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

М.В. Ломоносов

Наверное, не удивлю, если скажу, что моим любимым школьным предметом была математика. За что я люблю математику? За конкретику, чёткость, ясность, однозначность ответа. Поэтому передо мной не стоял вопрос, куда поступать после окончания школы. Математический факультет МГУ имени Н.П. Огарёва. Родителям не понравился мой выбор, но они не препятствовали, а всячески поддерживали. Первый педагогический опыт я приобрела во время прохождения практики в одной из сельских школ Инсарского района. Мне, студентке 5 курса, доверили вести математику в пятом, шестом, восьмом, девятом и десятом классах в течение одной четверти. Теоретические знания по психологии, педагогике, методике преподавания математики пришлось применять на практике. Было непросто, учитывая, что некоторые ученики были ненамного младше меня. С теплотой вспоминаю то время: мои первые ученики были вежливы и доброжелательны. Учитель на селе пользовался авторитетом и уважением. После окончания университета свою трудовую деятельность я начала в школе № 37 города Саранска. Именно там формировались и оттачивались мои профессиональные навыки. Моим наставником была завуч Татьяна Ивановна Уханёва - грамотный и сильный математик, отличный методист. Сколько уроков моих она посетила – не счесть. Я ей очень благодарна за мудрые советы, методические рекомендации, ценные замечания.

В 2006 году меня пригласили работать в колледж. Я согласилась и за эти годы ни разу об этом не пожалела. В школе учителя готовят учеников к продолжению обучения, а в колледже - к овладению профессией или специальностью. В СГПЭК мы не готовим специалистов-математиков. Студенты часто спрашивают: «Для чего нам математика?»  На этот вопрос замечательно ответил ещё в XIII веке английский философ и естествоиспытатель Р. Бэкон: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». Математика развивает логическое мышление, умение находить наиболее удачные пути решения задач. Учит правильно, обоснованно и последовательно рассуждать. Отмечу ещё одну, особую роль математики как дисциплины, развивающей интеллектуальные и творческие способности человека. Лучшего средства для их совершенствования пока не найдено. Хочу пожелать нашим студентам, чтобы они научились не только извлекать пользу от занятий математикой, но и восхищаться её красотой. А я и мои коллеги в этом вам поможем.

Фото1055.jpgIMG_2370.JPG

 

Из опыта работы по наставничеству Савинова С.Н.

 «Сварочные технологии» одна из первых компетенций, с которой наш колледж влился в популярное движение «Молодые профессионалы» в 2012 году. За это время было подготовлено 7 конкурсантов на базе ресурсного центра «Профессионал» по стандартам Ворлдскилс,  где я выступал в качестве наставника. В мои задачи входила передача знаний, умений, навыков по трем способам сварки: ручная дуговая сварка плавящимся электродом, частично механизированная сварка в среде защитных газов и аргонодуговая сварка цветных и черных металлов.

Все эти три способа имеют абсолютно разную технику исполнения, и научиться варить одинаково хорошо всеми тремя способами за несколько месяцев подготовки - задача трудновыполнимая. Техника сварки на одном способе не пригодится сварщику на другом, и напротив, - будет препятствовать ее освоению. Для наглядности уместно будет привести следующую аналогию – представьте себе музыканта, который учится играть одновременно на трех различных инструментах: на гитаре, баяне и трубе. Музыка может быть одна, а вот способ и техника извлечения звуков - разные. Алгоритм подготовки  сварщика вытекает из структуры конкурсного задания и регламента проведения   чемпионата.

Конкурсное задание состоит из 7 модулей:

1. Контрольные образцы  РДС

2. Контрольные образцы  МИГ/МАГ

3. Сосуд под давлением. РДС

4. Сосуд под давлением. МИГ/МАГ

5. Контрольные образцы  АД (алюминий)

6. Контрольные образцы  АД (нержавеющая сталь)

7. Замкнутая конструкция  АД (сталь).

 Всю подготовку можно разделить на 3 основных этапа:

1. Выбор кандидата

2. Работа с модулями  конкурсного задания

3. Психологическая подготовка.

Первый этап. Отбор кандидатов

Главный критерий при отборе кандидата - мотивация на заданный вид деятельности, а не  победа. Побеждать хотят все, а вот варить по 8 часов в день далеко не всем нравится. Двух недель тестовых занятий достаточно, чтобы понять, насколько кандидат соответствует этому критерию. В итоге остаются два наиболее мотивированных и способных кандидата. Отобранных участников переводим на индивидуальный план обучения на все время подготовки. При таком подходе расходы на подготовку удваиваются, зато шансы на победу увеличиваются - конкуренция между кандидатами не дает расслабиться ни одному из них. За месяц до начала соревнований на тестовом отборе определяется основной участник, другой уходит в запас.

Второй этап. Работа с модулями.   

По заранее разработанной схеме подготовки наставник начинает формировать у конкурсантов необходимые навыки по выполнению конкурсного задания, невзирая на систематический дефицит металла, сварочных материалов и проблем с оборудованием. На этом этапе важно научить молодых сварщиков качественно зачищать металл, пользоваться мерительным инструментом, читать чертежи, самостоятельно выполнять базовые упражнения по технике сварки различными способами в различных пространственных положениях, самостоятельно находить и исправлять дефектные участки сварных швов, хорошо знать технику безопасности работы с электрооборудованием.

По мере того как конкурсант  осваивает базовые упражнения, доля самостоятельных занятий увеличивается и контроль становится периодическим. В конце каждого дня конкурсант вместе с наставником анализирует весь выполненный объем заданий и ставит задачи на следующий день. Рабочая неделя заканчивается тестированием по модулям, которое максимально приближено к условиям соревнований. Контрольные образцы по итогам тестирования сохраняются для  последующего наглядного определения динамики роста конкурсанта. Кроме того, во время подготовки конкурсант должен уделять большое внимание так называемому «таймингу» - умению распределять время на выполнение заданий модулей, связанных с ними ручных операций, выстраивать оптимальный  алгоритм и контролировать общее время КЗ.

Третий этап. Психологическая подготовка

Известно, что хорошо подготовленный к соревнованиям конкурсант не всегда становится победителем. Причина тому - индивидуальные психологические особенности личности. На заключительном этапе подготовки  важно проводить психологические тренинги с моделированием различных ситуаций, которые могут возникнуть на соревнованиях. Основная  цель такой подготовки - настроить конкурсанта на успешное выступление, научить его подавлять волнение и внутреннее напряжение, концентрироваться на задании,  не торопиться, спокойно реализовывать приобретенные навыки. Здесь любая ошибка может стать роковой и стоить победы. Для этого в последние дни перед чемпионатом  необходимо создавать обстановку максимально приближенную к реальным соревнованиям, насколько это позволяют материальные ресурсы.

46b303b0-85f8-43ab-939b-4566085563d3.jpgIMG_7130.jpg

Штрихи к портрету преподавателя физической культуры  Юткина Сергея Алексеевича.

         В 1992 году в Саранский машиностроительный техникум пришел преподаватель физической культуры  Юткин Сергей Алексеевич.  К настоящему моменту из 40 лет педагогического стажа 31 год Сергей Алексеевич верой и правдой служит выбранной профессии, работая преподавателем физической культуры в нашем учебном заведении.
         Сегодня Сергей Алексеевич, имеющий звание «Отличник физической культуры и спорта России», «Заслуженный работник физической культуры РМ», так же неутомим в поисках новых форм и методов физкультурно-оздоровительной работы с подрастающим поколением, хотя уже седина блестит в его волосах. А сколько было всего за эти годы  интересного, плодотворного!
          Сергей Алексеевич никогда не искал спокойной и размеренной жизни, он всегда был среди тех, кто стремился к новизне в своей работе, к позитивным изменениям в работе колледжа. В начале трудовой деятельности он был классным руководителем и куратором. Как классный руководитель Сергей Алексеевич выпустил группы студентов, обучавшихся по  специальностям  «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»,  «Сварочное производство», «Технология машиностроения».  Он также активно работал в профсоюзном комитете колледжа, за что имел награды и поощрения.

К проведению уроков физической культуры и занятий спортивной секции по мини-футболу Сергей Алексеевич подходит творчески, уделяя особое внимание индивидуальным особенностям физического развития каждого студента. Его занятия направлены не только на укрепление здоровья обучающихся, но и на совершенствование спортивного мастерства студентов. Команды спортсменов колледжа под руководством Сергея Алексеевича неоднократно становились победителями районных, городских и республиканских соревнований по легкой атлетике и мини-футболу.

          Сергей Алексеевич является страстным пропагандистом здорового образа жизни, принимает активное участие в судействе соревнований различного уровня по легкой атлетике и мотоциклетному спорту, неоднократно принимал участие в судействе чемпионатов России, Европы и Мира по ледовому спидвею, за что награжден Медалью ДОСААФ РОСТО.   Он является судьей 1 категории по легкой атлетике, парашютному и мотоциклетному спорту.

         Работать рядом с Сергеем Алексеевичем всегда интересно, легко и трудно одновременно. Легко, потому что он человек слова: на него всецело можно положиться. Трудно, потому что принципиальность и твёрдость Сергея Алексеевича не имеет границ.
Спасибо за ваш упорный труд и преданность делу. Вы, действительно, человек команды.

Кругликова Т.А.

MyCollages.jpg